Важность сюжетно-ролевой игры для развития воли ребенка
Известно, что сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, и её отсутствие может привести к социально-личностному недоразвитию ребёнка. Ведущей она является потому что, это главный способ взаимодействия с миром и своеобразная адаптация к огромному многообразию социальных ролей окружающей действительности. Побывав в реальности на приеме у врача, дети играют в больницу друг с другом, с малых лет посещая магазины воспитанники моделируют взаимоотношения между продавцом и покупателем. Тем самым, в игре закрепляются нормы поведения в обществе. Согласитесь – дело очень важное, фундаментальное для маленьких граждан.
Также не следует недооценивать диалоги внутри сюжетно-ролевой игры: своеобразие лексических тем, новые для ребенка грамматические конструкции, интонационная окраска реплик обеспечивают развитие речи.
Помимо социального, речевого развития именно в сюжетно-ролевой игре формируется произвольность действий ребенка.Проиллюстрируем это на примере игры 2,5-летней девочки с мамой.Ребенок совсем еще маленький, но ему понятен собственный жизненный опыт. Мама разыгрывает ситуацию: кукла Катя хочет кушать, как ей помочь? Дочка обязательно возьмет необходимые для «кормления» предметы, расположит куклу поудобнее именно для выполнения этой задачи (посадит ее) и начнет кормить. Таким образом, через выполнение определенных условий, ребенок выполняет поставленную задачу.
В наш век информационных технологий взрослые недооценивают важность игры, ее места в жизни ребенка. Приведем некоторые причины снижения интереса к сюжетно-ролевым играм в семье и в дошкольном учреждении:
— отсутствие неформальных разновозрастных групп (дворовых сообществ) для передачи игрового опыта. Дети растут по одному в семье, нет свободного детского общения.
— снижение речевых контактов — человеческое общение подменяется телевизионными передачами и компьютером.
— преобладание занятий познавательного характера в детском саду, а в игре уделяют больше внимания её материальному оснащению, а не развитию игровых действий.
— неоднозначное отношение взрослых к играм, например, запрет некоторых игровых тем или игрушек, что делает игру ребёнка более закрытой от взрослых.
Отсутствие интереса к сюжетно-ролевым играм может понести за собой следующие последствия:
— нарушение развития произвольного поведения и воли — без игры поведение ребёнка остаётся ситуативным, зависимым от внешних обстоятельств и взрослых.
— неразвитое воображение и творческое мышление — дети, не научившиеся играть, часто мыслят шаблонно, не могут отойти от заданных инструкций, боятся ошибок.
-эмоциональная незрелость — без игры эмоциональный мир ребёнка обедняется: он хуже распознаёт свои переживания, не умеет их выражать, склонен к импульсивным реакциям.
— сложности в общении со сверстниками — у ребёнка нет опыта совместной игры, что приводит к конфликтным ситуациям.
Приведем рекомендации для создания и развития игровых навыков.
Чтобы помочь ребёнку начать играть в сюжетно-ролевые игры, родителям и педагогам стоит:
Помогать начать игру — предлагать идею, подготавливать нужные вещи (игрушки, коробки, одежду для ролей).
Играть вместе с ребёнком — брать на себя роли (например, покупателя, пациента, водителя), следовать за сюжетом, который придумывает ребёнок.
Учить через игру — показывать, как вести себя в разных ситуациях: быть вежливым, помогать другим, объяснять простые вещи.
Игра должна меняться и иметь развитие, но при этом не стоит чрезмерно бояться повторов — ребёнок запоминает и тренирует полученный навык. Игры должны периодически повторяться, чтобы ребёнок понял, чему он научился.
Поддерживать и хвалить — хвалить за идеи и старания, подбадривать, если ребёнок стесняется или сомневается.
Играть в сюжетно-ролевые игры с ребёнком можно, следуя определённым правилам, предлагая подходящие сюжеты и используя атрибуты. Такие игры помогают развивать воображение, мышление, речь, учат понимать взаимоотношения и поведение других людей.


статью подготовил учитель — логопед Волкова М.Н.


