«Играя, развиваем фонематический слух»
Дидактические игры для развития фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе. В первом классе от детей требуется навык различения звука и буквы при выполнении фонетического разбора. Умение различать звуки речи, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.При несформированности данного умения у детей идет задержка в речевом развитии, потому что не слышат собственных ошибок звукопроизношения:путают парные по глухости-звонкости согласные; совершают многочисленные грамматические ошибки в речи; пропускают слоги в словах; не употребляют предлоги или путают схожие пары (над-на, в-во); не могут правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).
Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно оказать дошкольнику помощь. Основным средством для этого являются игры. Поделюсь с вамин некоторыми из них. Играя с ребенком вы скоро заметите положительный результат.
«Тишина»
Простая дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. По сигналу дети открывают глаза и подробно рассказывают, что они услышали в тишине.

«Громко-тихо»
Игру проводят с музыкальными инструментами, под музыку, предметами, которые могут издавать громкие и тихие звуки. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом.

«Высоко-низко»
Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, например, стучит барабан или тромбон, дети приседают. На громких звуках — двигаются на цыпочках.
«Лови звук»
Игра направлена на развитие фонематического слуха, внимание. Можно проводить с детьми от 6 -7 лет. Дошкольник получает задание «ловить» определенный звук. Взрослый четко произносит разные звуки, как только ребенок услышит заданный звук, например звук Р, хлопает в ладоши.
«Хлопай-топай»
Упражнение направлено на переключаемость. Ребенок топает и хлопает на заданный звук. Например, на звук [ш] топает, а на звук [ж] хлопает в ладоши. Взрослый произносит ряд звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т.д.
«Поймай слог»
Игра на развитие фонематического слуха, переключаемости внимания у детей 5-6 лет. Проводится идентично предыдущей, но ребенок ловит не звуки, а слоги. Условия обговариваются так: поймай слог ЧУ. Взрослый произносит ряд слогов, стараясь запутать воспитанника: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок должен ловить только слог ЧУ.
Аналогично проводится игра Лови слово. Взрослый сообщает ребенку, какое слово нужно ловить, например, щука. Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное: шутка, щука, шуба, зубы, щука и так далее. Когда ребенок слышат нужное слово, хлопает в ладоши.
«Разложи правильно»
Сделайте карточки с парными и непарными звуками: З-С, Ж-Ш, Ч-Ц, Щ, В -Ф, Х, Р, Б-П. И в дополнении к этим буквам подготовьте изображение предметов (карточки с изображением предметов и букв можно распечатать, лучше нарисовать, написать или вырезать из журналов). Ребенок должен их соотнести. Например, приложить к изображению зонта карточку с буквой З, к слону — С.
Через некоторое время предложите детям раскладывать картинки по другим принципам:
- находить названия предметов с нужным звуком в конце, начале, середине слова;
- классифицировать слова по количеству слогов;
- самим придумывать слова на заданную букву.
« Веселые молоточки»
Разложите карточкина столе картинками вверх, дети берут по одному молоточку. Нужно брать молоточком картинки, в названиях которых есть заданный звук, например звук Л или С. Затем дети называют слова и определяют, есть ли данные звуки в слове. Побеждает тот, кто без ошибок выделил звуки в слове и у кого больше карточек.

«Путаница»
Сначала расскажите детям о том, что может произойти, если изменить одну букву в слове, как изменится его значение и смысл высказывания в целом. Приведите простые примеры. Например, Мишка любит, есть сыр. Нужно сказать мышка, а медведи сыр не едят. Затем предложите детям исправить ошибки в словах и предложениях, чтобы смысл высказывания был правильным:
Мы пришли кататься на большую Корку.
На болоте много скользких Мочек.
Иван построил новый Том.
«Испорченный телефон»
Играть лучше в компании, соберите группу из 5детей и взрослых. Первый участник загадывает слово, сначала из 2-3 слогов, и быстро произносит его на ушко соседу. Следующий игрок пытается понять, что услышал и передает слово сидящему рядом. И так по цепочке. Последний игрок говорит понятое слово вслух. Дети сравнивают начальный и итоговый результат, разбирая, что в нем изменилось.
Выбирайте такие упражнения, который доставят ребенку радость от общения с вами, сверстниками и одновременно будут развивать в комплексе не только фонематический слух, но и память, внимание, мышление, красивую и правильную речь. Желаю успехов!
статью подготовила: учитель-логопед Наталья Александровна Жолондиеская