Сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста или как мы сочиняем истории вместе
«Именно в игре ребенок свободно владеет речью,
говорит то, что думает, а не то, что надо.
Не поучать и обучать, а играть с ним,
фантазировать, сочинять, придумывать —
вот, что необходимо ребенку».
Джанни Родари
Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом, руководителем интернациональной фирмы Armstrong International.
Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в переводе звучит как «рассказывание истории», но в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство».
Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа.
Педагоги в работе с воспитанниками постоянно используют технику сторителлинг, даже не задумываясь, что это целая технология «СКАЗИТЕЛЬСТВА».
В работе с детьми по технологии сторителлинг, всегда двигаемся от простого к сложному, учитывая индивидуальные и возрастные особенности воспитанников.
Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Этот вид сторителлинга применяется в тех случаях, когда над правильным решением преобладает понимание какой-либо проблемы. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.
Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме.
Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире.
Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: решение проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.
Сторителлинг – это замечательная технология преподавания любого материала.
При реализации в работе с детьми техники сторителлинг использую следующие элементы:
1.Вступление. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.
Варианты вступления:
— Когда-то давным-давно…
— Из опыта работы….
— И произошла однажды вот такая история…..
— О! А, вы слышали историю про…
— Садитесь поближе, я вам расскажу…
— В некотором царстве, в некотором государстве…
— Жили-были…
— Это произошло темной и дождливой ночью…
— Наш герой понятия не имел, что его ждет…
2. Принципы историй: простота, неожиданность, конкретность (персонажи и истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам, реалистичность (самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят).
3. Развитие событий. Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а усложняется.
4. Кульминация. Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит победителем (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта.
5. Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением, как в басне мораль.
Техника сторителлинг очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Чтобы детям было интересно, я взяла за основу игру «Кубики историй» и адаптировала под своих воспитанников. Правила этой игры просты и легко запоминаются детьми, суть её – «бросай» и «рассказывай». Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, возраст, программную тематику, выбираем главного героя, а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).
Например, игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, ребенок выбирает первый кубик за основу, таким образом, ребёнок плавно переходит от одной картинки к другой и сочиняет необычную историю. В начале работы по технологии сторителлинг педагог выступает в роли помощника, одну картинку может выбрать ребенок, а следующую педагог и так далее. Когда играет больше трёх человек, кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю. Воспитатель может начать историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая кубики, можно разделить кубики их на 3 части – начало истории, середина и развязка и каждый ребенок придумывает свою часть истории.
В истории должен быть интересный герой. Это может быть одушевленный или не одушевленный предмет. Важно, чтобы у героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, или наоборот чему-то научить своего героя, а также, чтобы герой не существует сам по себе, а «жил» в придуманном ребёнком мире.
Рассказ или история, совмещенные с показом сюжетной картинки, помогают более выразительно построить свой монолог, избавиться ребенку от так называемого «страха говорения».
Рассказы на снятие психоэмоционального напряжения или чтоб воспитаннику повысить самооценку, я для детей подготовила комплект кубиков, где дети могут рассказать про себя, и придумать интересные истории про себя.
Игра «Снежный ком»
По очереди добавляются слова к предложенному началу фразы (каждый участник игры кидает кубик и добавляет своё слово)
Варианты игры:
1. «Собираемся в дорогу»
Взрослый: «Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан …».
Ребенок: «Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло».
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.
По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например:
2. «Готовим завтрак, обед, полдник, ужин»
Взрослый: » Мы готовим завтрак, давай составим меню».
Ребенок: «Обычно на завтрак я ем бутерброд».
Следующий игрок: «А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю …». Следующий» «Я не люблю, ни бутерброд, ни…, я предпочитаю …» и т. д.
Игра «Продолжи предложение»
Игра может носить как реальный, так и шуточный характер. Об этом вы можете заранее договориться с ребенком.
Взрослый начинает сложное предложение, ребенок продолжает. Вариантов может быть масса, на любую интересную ребенку тему.
- Наш корабль выплыл в открытое море и тут…
- Путешественники разбили лагерь на берегу реки и увидели
- Принцесса неожиданно проснулась, потому что…
- Карлсон, не смог прилететь в этот день, ему пришлось…
Придумывайте свои замечательные истории вместе с малышом,
творите, играйте и фантазируйте!