«Речь ребенка на кончиках пальцев»
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”. Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Развитие мелкой моторики:
— повышает тонус коры головного мозга;
— развивает речевые центры коры головного мозга;
— стимулирует развитие речи ребенка;
— согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи;
— способствует улучшению артикуляционной моторики;
— развивает чувство ритма и координацию движений;
— подготавливает руку к письму;
— поднимает настроение ребенка.
Существуют различные виды «моторик». Попробуем разобраться:
Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.
Тонкая моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – можно предположить благоприятный прогноз развития речи. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно — проконсультируйтесь у невропатолога и логопеда. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено.
Советы на каждый день:
- Переливание жидкостей из одной емкости в другую.
- Играйте с мозаиками и пазлами.
- Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.
- Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.
- Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.
- Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например, в горлышко бутылки.
- Учитеребенка одеваться самостоятельно. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.
- Лепите вместе из пластилина.
- Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках — отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами.
- Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых — круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.
- Моторику развивают и другие простые и привычные занятия — заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
- На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки и другие фигурки. Крупный песок и камни массируют ладошки.
- Позовите ребенка помочь вам по хозяйству — лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод — отличная альтернатива играм.
- Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук.
- Играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.
Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка, помогите ему, а в следующий раз он выполнит задание уже самостоятельно. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики — неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе.
статью подготовила: учитель — логопед Волкова Мария Николаевна