Работа логопеда с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А если игра является для ребёнка ведущим видом деятельности, значит нам, педагогам, необходимо перестроиться на игру, увлекательную и со смыслом.
В условиях введения стандарта необходимо создавать условия для становления и развития игры. Этих условий много, но главным из них является способность взрослого к игровой деятельности.
Поэтому стандарт определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда. Педагог — ведущая фигура реформирования образования.Ребенок — выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.
Работа учителя-логопеда видоизменилась, как по форме, так и по содержанию. Стандарт нового поколения характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором главное развитие личности воспитанника.
Компонентами логопедического сопровождения, в соответствии с ФГОС, являются:
• профилактика речевых нарушений;
• логопедическая диагностика;
• коррекция речевых дефектов;
• формирование всех сторон (компонентов) речи;
• развитие невербальных психических функций;
• развитие эмоционально – волевой сферы;
• формирование нравственных установок ребёнка.На базе нашего ДО создана группа комбинированной направленности. В условиях работы этой группы, индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.
Прежде, чем начать занятие, я определяю содержание индивидуального логопедического занятия, подбираю речевой и практический материал, стремлюсь к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Для этого подбираю лексико-грамматические игры и игры на развитие ВПФ со словами, насыщенными автоматизируемым звуком.
В индивидуальные занятия я включаю следующие этапы: во-первых, это артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, затем идет работа по постановке или автоматизации звука. Лексический материал содержит максимальное количество закрепляемых звуков. Повышаю темп речевых упражнений от неторопливого, утрированного произнесения переходим к более быстрому проговариванию и, наконец, к скороговоркам. Требование к этим видам работ- постепенное усложнение лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам.
Также я работаю и с подгруппами детей. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.
Темы для лексико – грамматических занятий я выбираю не случайно, а в соответствии с физиологическими и психолого – педагогическими особенностями формирования ребенка при ОНР. На таких занятиях дети изучают наиболее типичные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка. Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи формируются грамматические представления. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.Подгрупповые занятия проходят динамично. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Частая смена различных видов деятельности. На занятиях я учу детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи. Использую разнообразный дидактический материал, красочный и удобный. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить, поэтому мы учим очень много стихов.
Здоровьесберегающие технологии очень важны для наших детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому я провожу зрительную гимнастику с детьми, смену статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Постепенно включаю в каждое занятие различные виды массажа, динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, создаю необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать всё время занятия более эффективно.
Я, как логопед, строю свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, был коммуникабелен, мог работать в группе, вести диалог – «взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе», «обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение». Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач».
С родителями провожу консультации про взаимодействие и общение со своим ребёнком. Подсказываю, как правильно выполнять домашние задания.
Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребёнка.
И в заключении хочется сказать, что развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении и школе. Учитель-логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.
Информацию подготовила:
учитель-логопед: Медведева Евгения Валерьевна