«Воспитание в Игре»

В начале февраля в комбинированной группе «Сказка» проходили дни сюжетно – ролевых игр.

Что может быть интереснее в детском саду? Творческие находки педагогов в организации ролевой игры, самостоятельность детей, яркие атрибуты-все это присутствовало в эти дни в нашей группе.

В последнее время главной заботой воспитателей и родителей является подготовка детей к школе, и в тоже время она становится основной причиной сворачивания игры. Дошкольники, так и не научившись играть, остаются личностно и социально незрелыми.  Мои наблюдения за свободной деятельностью детей показывают, что воспитанники мало играют. Чаще всего они демонстрируют отдельные действия: катание машин, складывание кубиков и т. д. Услышав предложение «поиграть», начинают рассматривать книжки, рисовать, берут настольные игры. Это говорит о том, что дети не могут развернуть сюжет, а если и развёртывают его, то игра получается кратковременной, лишена фантазии, самостоятельности.  Причиной этого может служить то, что взрослые изначально предлагают детям спланированную игру. Поэтому ребята, получив готовый сюжет и роль, не хотят играть, а просто выполняют простейшие действия.

Поэтому я поставила перед собой цели:

— Создать условия: для адаптации детей в социуме, активного действия в нём во время проигрывания сюжетно- ролевых игр; для развития общения между детьми в игре.

— Дать детям больше самостоятельности в выборе сюжета.

Задачи:

— Научить детей договариваться о сюжете, согласовывать действия друг с другом, применяя в игре накопленные знания и поступать в соответствии с общим игровым замыслом.

-Развивать социальные отношения играющих за счёт осмысления профессиональной деятельности взрослых.

— Воспитывать личностные качества, коммуникативные навыки.

В процессе взаимодействия с родителями воспитанников привлекаю родителей к изготовлению игрушек, атрибутов к сюжетно- ролевым играм. Провожу групповые и индивидуальные консультации («Воспитание и обучение в игре», «Рекомендации к организации сюжетно- ролевых игр дома» и др.); оформляю уголки, обновляю фотовыставку «Игра ребенка в детском саду», даю поручения-домашние задания (осуществить совместную экскурсию, побеседовать о своей профессии, нарисовать профессию мамы, папы).

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста.

Рубинштейн С. Л., говорил, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, своеобразие содержания.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью нашей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребёнка межличностных отношений в процессе игры.

В процессе работы мы создали предметно-игровую деятельность, которая способствует закреплению сформированных в совместной деятельности способов построения игры, творческому развитию сюжета через внесение «ключевых» игрушек, появлению новых видов игр.

Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. С этой целью использую костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, сумка для почтальона, микрофон для корреспондента и т.д.).

Развитию игровой деятельности способствует использование «Игротеки», регулярное пополнение игрового материала, изготовление атрибутов для игр, выставки книг, изготовление и рассматривание тематических альбомов, чтение художественных произведений, а также использование ИКТ.

Играя с детьми, создаем проблемные ситуации. Это побуждает детей обсуждать замысел, подбирать необходимые материалы для деятельности.

 Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, мы сами играем с детьми. Игровая комната нашей группы каждый день на мгновение превращалась в поликлинику, магазин, супермаркет, салон красоты «Кудряшка», кафе «Лакомка» «Почта», «ГТРК Регион Тюмень». Дети с увлечением перенеслись из повседневности в новые условия: примерили интересные «взрослые» роли, для чего использовали образы памяти и свою фантазию для действий в придуманных ситуациях. Ребята с радостью надевали костюмы шеф-повара, медсестры, врача, фармацевта, почтальона, парикмахера, корреспондента, капитана корабля. В игровых действиях дети воспроизводили увиденное в обыденной жизни, дополняли и оттачивали свои житейские умения и навыки, личностные качества и умственные способности.

В нашей группе нет «изолированных» детей. Все дети чувствует себя в группе комфортно. Работая с детьми в группе, мы, воспитатели создаем обстановку психологического комфорта и удовлетворения каждого ребёнка. В результате такой работы дети стали более активны, оживлены, свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, уверены и самостоятельны в игре.

А.С.Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого — деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Успехов всем творчески работающим педагогам и родителям!

Статью подготовила воспитатель комбинированной группы Тряшина О.М.

Читайте также: