Консультация для родителей «Использование с детьми мнемотаблиц при заучивании стихотворений и пересказе текста»
Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Использование мнемотехники способствует овладению всеми компонентами речевой системы, увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.
Мнемотехника помогает развивать:
— ассоциативное мышление
— зрительную и слуховую память
— зрительное и слуховое внимание
— воображение
Человеческая память устроена так, что в ней крепко удерживаются зрительные образы и ассоциации. Поэтому использование символов при пересказе и заучивании стихотворений помогает лучше и быстрее запомнить текст. Для пересказа сказки или рассказа и заучивании стихотворения наизусть можно составить мнемотаблицы.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.
Сначала при чтении текста мы выделяем главную мысль в каждом абзаце, и придумываем ей какой- то значок — символ. Если текст небольшой, но его трудно запомнить, можно придумать символы на каждое слово или словосочетание. В результате, после этого можно легко и быстро пересказать текст с опорой на символы.
В таблице можно изобразить главных героев сказки или рассказа, явления природы, какие — либо действия, то есть можно нарисовать всё то, что вы посчитаете нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было детям хорошо понятно.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок — желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. И как я говорила «спрятать» персонажа в графическом изображении.
Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и так далее.
Нужно отметить, если вы сделали, например, волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно услонжнить или заменить другой графической заставкой.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребёнок также активно включае тся в процесс создания своей схемы.
Использование мнемотаблицы на примере заучивания стихотворения Сергея Есенина «Берёза»
1.Читаем текст стихотворения
2. Придумываем символ на каждое слово и зарисовываем в таблицу
3. Вместе с ребёнком ещё раз читаем стихотворение с опорой на таблицу
4. Просим ребёнка рассказать стихотворение с опорой на таблицу
Информацию подготовила воспитатель:
Флоря Оксана Таировна