В гостях у северного оленя

Тюменский север – это часть света, о которой хочется говорить и говорить. Разные чувства испытывают люди, находясь на Тюменской земле. Югра, Ямал – уникальные места России. А что говорить о коренных жителях? Насколько колоритный быт  тундровиков, самобытный  югорский народ, а природа: тундра, тайга…

Неважно, где живёшь откуда родом.
Зачем приехал ты в суровый край,
Где вечная зима, огромные сугробы,
Тайги и тундры необъятный океан…

(автор Косинцева Э.С.)

Всё это притягивает и манит.

Актуальность регионального  этнокомпонента в воспитании детей высока. С детства закладываются ответственные отношения к природе родного края, чувства толерантности к малочисленным народам севера и их самобытности.

Как хорошо, что есть дни рождения у города, у родного края Тюменской области. Именно к этим датам в качестве подарка и создаются проекты в детских садах. С особой теплотой и трепетом принимают участие дети, родители, педагоги в проекте «В гостях у северного оленя». Данный проект позволяет расширить мировоззрение, представление о жизни лесных тундровиков и таёжных аборигенов; познакомиться с особенностями строения северного оленя, его повадками и приспособленности к среде обитания. Именно этот проект даёт возможность дошколятам понять, что от их отношения зависят природные богатства, что они будущие жители могут умножать и сохранять эти богатства, а могут и погубить, предать забвению.

Понятие ценности всего живого на земле необходимо защищать сегодня. Понимание данного тезиса раскрывалось день за днём в проектной деятельности: мультимедийные презентации «Югра», «Северный олень», «Оленья ферма»; элементы соревнования, квест – игра, создание стойбища ненцев, игры народов севера: «Прыжки через нарты», «Метание тынзяна», знание северной кухни, чтение стихов Л.Лапцуя «Мой край», «На оленьих тропах», знакомство с творчеством знатока хантыйских, мансийских обрядов и обычаев, легенд и былин Юваном Шесталовым, рисование орнамента, создание панно «Олень и стойбище» — пластилинография, умение здороваться  на языках ханты и ненцев «Узя-Узя», «Ань торово». Все это привлекало ребят и легко запоминалось.

Особое место в проекте уделяли экспериментальной деятельности через интерактивную выставку, где дети реально могли прикоснуться, потрогать, попробовать, увидеть (Кисы-обувь, ягушку — верхняя женская одежда, туесок из бересты для сбора ягод, ощутить вкус брусники и клюквы, оленьи рога и ягель, убедиться можно было в том, что шкура оленья тёплая, мех ценный для северных жителей. С каким удовольствием дети разучивали песни «Увезу тебя я в тундру» музыка М.Фрадкина на слова М Пляцковского. «Лесной олень» музыка Е.Крылатова на слова Ю.Энтина.

В процессе изготовления  куклы-оберега «Акань» дети делились своими положительными эмоциями, демонстрируя интерес, веселье, познание и приобретённые навыки. Проект помог раскрыть многогранную тему для детского восприятия и для других участников процесса. Родители поддерживали наши начинания; делились имеющимися дома предметами, наборами открыток, рисовали рисунки, заучивали стихи с детьми, рассказывали свои истории, связанные с севером.

Край самоцветов и берёз
Край самых лучших детских грёз,
Край знаменитым ещё величают
Даже в истории упоминают,
Видел он важных в ту пору людей,
Служивших когда-то у наших царей…

(автор Косинцева Э.С.)

Хранить и беречь, преумножать богатства края – высшая цель развитого общества. От малыша до взрослого, всесторонне развитой личности, понимающей, что без любви к малой родине, к большой  — любви   не испытать. Считаю, данный проект получился интересным, познавательным, дающим видеть окружающий мир в его многообразии. Тюменский север – остров моего детства и я с огромным удовольствием снова и снова отправляюсь к его берегам, чтобы погрузиться в атмосферу добра и бесконечной любви к северу.

Статью подготовила: воспитатель Косинцева Эльвира Семёновна

Читайте также: