«Развиваемся, рисуя»

Ребенок, познавая окружающий мир, отражает его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании и т. д. Для выражения полученных впечатлений, эмоций и чувств большие возможности представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
В свободное от образовательной деятельности время, наши ребята любят рисовать. Часто чтобы запечатлеть свои идеи дети используют нетрадиционные техники рисования. Одной из популярных техник среди наших воспитанников является «Пуантилизм».
Слово «Пуантилизм» произошло от французского, что означает «точка». «Пуантилизм» (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка) – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник-неоимпрессионизм Жорж Сёра. Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками). И, следовательно, эта техника вполне по силам детям дошкольного возраста. Пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе. Краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками, и подразумевается, что смешение красок происходит за счёт оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит картину с близкого расстояния, то рисунок плохо виден, но если взглянуть издалека, то картина видна целиком.

Помочь ребенку овладеть данной техникой рисования может каждый родитель. Вам понадобится: цветная или белая бумага, краски: акварель или гуашь, ватные палочки, можно использовать маркеры (фломастеры), восковые мелки.

  1. На бумаге рисуем простым карандашом шаблон рисунка.
  2. На ватную палочку наносим краску, предварительно разбавленную небольшим количеством воды.
  3. Обводим рисунок по контуру, обмакивая ватную палочку в краску.
  4. Заполняем точками по всему рисунку. Если нужен объём: с краю часто, в центре редко ставим точки ватными палочками.
  5. Когда вся фигура заполнена, ребенку можно дать задание оформить все пространство вокруг фигуры.
    Ватная палочка удобнее и проще, кроме того, ее не нужно мыть. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, это тоже большой труд. Во время рисования в технике пуантилизм тренируются координация движений, точность и аккуратность, развивается мелкая моторика рук.
    С детьми можно более подробно рассмотреть работы художников пуантилистов, а сюжеты для рисования выбирать более сложные — пейзажи, натюрморты, рисование домашних питомцев, даже портрет. Очень эффектно смотрятся рисунки, дополненные точками, например, готовые, нарисованные акварелью или гуашью пейзажи, где снег, дождь или части растений, животных и птиц дорисованы уже по высохшему красочному слою при помощи ватных палочек. Кроме того в работе можно использовать не только гуашь и ватные палочки, стоит поэкспериментировать, пуская в ход маркеры с разной толщиной стержня, фломастеры, цветные гелиевые ручки, а также расплавленные восковые карандаши.
    Обращаем Ваше внимание ещё на одну нетрадиционную технику рисования — «Монотипия» — рисование с помощью уникального отпечатка.
    Отпечаток получается только один, и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно. Работы, созданные в технике монотипии, симметричные или имеют в основе зеркальный эффект. Ею прекрасно овладевают даже малыши, не имеющие никакой подготовки. Метод улучшает навыки работы с красками, развивает воображение и фантазию.
    Для данной техники понадобятся следующие материалы: гладкая поверхность (стекло, пластмассовая доска, пленка), гуашь, кисть, бумага и баночка для воды. На гладкую поверхность наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Узнавайте, осваивайте, пробуйте, экспериментируйте, развивайтесь!

статью подготовила: воспитатель Эльвира Варфачитиновна Алиева

Читайте также: