Детская литература, как средство формирования личности ребенка младшего дошкольного возраста
Детская литература имеет богатую многовековую историю. Это то, что создано мастерами слова специально для детей, написанных с точным адресом, т.е. с учетом возрастных особенностей.
Всего насчитывается четыре возрастные группы юных читателей: дошкольного, младшего школьного, школьного среднего и старшего возраста. Требования к детской литературе всегда были серьезные, как к важнейшему средству формирования личности ребенка, эстетического и нравственного воспитания юных граждан. Это широта и многообразие тематики детских произведений, особенности композиции и языка произведений, сюжет детских книг имеет стержень, не дает резких отступлений. Раскрытие характеров персонажей должно осуществляться предметно и зримо, через их дела и поступки, так как ребенка больше всего привлекают действия героев. Требования к языку книг для детей связаны с задачей обогащения словаря юного читателя. Литературный язык точный, обрядный, эмоциональный, согретый лиризмом, наиболее соответствует особенностям детского восприятия .
Так зачем нужны книги детям? Какая должна быть книга? Как читать книгу, чтоб ребенку было интересно?
Книга для людей во все времена была значимой вещью, открывающей окно во Вселенную. Мир книг огромен и как важно своевременно, правильно, не нарушая мир любознательности ребенка, внести ее в этот жизненно важный момент путем медленного вхождения: потрогать как предмет, изучить как форму, рассмотреть картинки, сравнить две книжки и другое.
В 3-4 года ребенок воспринимает книги уже не в качестве предмета, он постепенно начинает осознавать, что есть книга, начинает понимать смысл описанных историй, понимать сюжет. Долг взрослого, терпением и любовью лепить характер будущего человека так, чтобы с первых же лет его жизни интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармонично. И детская литература — верное средство для этого.
Показывая ребенку красоту и многообразие человеческих чувств, она возбуждает в нем и одно из самых ценных — чувство юмора. Можно смело утверждать, что нет настоящего детства без веселых, но по — настоящему мудрых произведений: Самуила Маршака, Агнии Барто, Николая Носова, Сергея Михалкова и многих других детских писателей, понимающих, что юмор- кратчайшее состояние между самой серьезной проблемой и сознанием ребенка.
Лучшими книгами могут быть рассказы обо всем, что связано с природой. Детям в 3-4 года особенно нравится окружающий мир, они искренне восхищаются зверятами, деревьями и погодой. Какие книги приводят в восторг малышей? Сегодня их большое разнообразие: Книжки -панорамки , книги с окошечками, книги — искалочки, книжки-малышки и др. В детском саду, в групповой комнате, правильно оформленная развивающая среда позволяет ребенку свободно подойти и выбрать книгу, посмотреть, полистать, показать кому-то, что — то рассказать об увиденном и др.
Здесь велико значение книги в том, что ребенок взаимодействует, делится эмоциями с детьми и взрослыми. Жанровое многообразие в детской литературе дает возможность ребенку постигать азы слово-творчества, уметь различать, где сказка, а где песня. Все это невероятно, увлекательно, ценно. «Давайте познакомимся», «Книжка в гости к нам пришла», «Книжкины именины» и др.
Проводимые в младшей группе «Смешарики» игровые ситуации всегда вызывают у детей положительный отклик, а иногда они сердятся на книжку из-за неумытого и грязного, возмущаются из-за «Путаницы», переживают из — за брошенного на скамейке зайца. Заучивание потешек стихотворений, кричалок, драматизация сказок — все это приводит к позитивному самоощущению, компетентности в сфере отношений к миру, к природе, к людям, к себе. Здесь немаловажную роль играет включение ребенка в различные формы сотрудничества, т.е. проигрывание социальных ролей, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Есть и печальная статистика современных молодых родителей: из 22 детей, посещающих группу, только 4 ребенка знают какие есть книги в домашней библиотеке, читают наизусть Агнию Барто и других авторов. На сегодняшний день цифровые технологии окончательно вытесняют общение «глаза в глаза», чтение и обсуждение прочитанного. Дефицит общения настолько очевиден, что это вызывает неоднозначное отношение к нему общества. Хорошо, когда гаджет в руках ребенка и он не капризничает, не мешает, не докучает родителям. А в детском саду без гаджета — трагедия, истерики беспричинные, агрессия. И снова на помощь спешит книга — потешки , скороговорки, сказки, загадки.
Особую роль играет фольклор — устное народное творчество, в произведениях которого соединяются элементы различных видов искусства- словесного, музыкального, театрального. Всеми любимые народные праздники, гуляния, колядки. Легки для запоминания, а с каким удовольствием малыши кличут «Весну»,» Солнце», «Дождик». Задача педагогов как можно чаще и с большей пользой для детей проводить работу с родителями, убеждать, рекомендовать, мотивировать читать для сна и др. Организовывать семейные чтения, записывать художественное прочтение произведений родителями для прослушивания их же детьми. Не всегда удается найти отклик, но родители пытаются, узнают, как они могут передать настроение через прочитанный материал своему ребенку. Видя, как малыш душевно реагирует, родители понимают всю важность общения с книгой в младшем дошкольном возрасте.
Материал подготовила воспитатель:
Косинцева Эльвира Зиннуровна