Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда, как средство формирования речи дошкольников
Я работаю уже достаточно длительное время с детьми, которые имеют те или иные нарушения и проблемы с речью. Опираясь на свой опыт работы понимаю, что зачастую традиционные приемы и методы обучения не позволяют достигнуть поставленных целей и задач. Нарушение речи – это сложное комплексное нарушение, при котором страдают все компоненты речи ребенка: звукопроизношение, лексика, грамматический строй, связная речь. Чтобы справиться с этой проблемой требуется не неделя, не месяц, а порой даже и не год регулярных и систематических занятий с детьми.
И для того чтобы разнообразить трудную, зачастую монотонную работу по постановке звуков, сделать её интересной, увлекательной для детей я на своих занятиях очень широко использую театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность воспринимается детьми как игра, поэтому их очень легко в неё вовлечь. Ребёнок полностью раскрепощается, перестаёт стесняться, а под умелым ненавязчивым воздействием взрослого становится податливым. Создавая ту или иную игровую ситуацию, можно закрепить поставленные звуки, отработать те или иные грамматические упражнения, пополнить словарь детей новыми словами, активизировать развитие связной речи.
Театрализованная деятельность на моих занятиях не предполагает развития профессиональных актерских умений у детей. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение речевых дефектов.
Каждое индивидуальное занятие начинается с артикуляционной гимнастики, которая тоже воплощается в театральной форме: «Покажи, как волк скалит зубы», «Как облизывается кошечка». Для достижения лучших результатов в работе, применяю нетрадиционные формы её проведения: например, биоэнергопластика (это когда движения языка и пальчиков связаны между собой и выполняются синхронно). Все эти упражнения я объединяю простым сюжетом, что и позволяет назвать их тоже в какой, то степени – театром.
Большое внимание на логопедических занятиях отводится упражнениям на развитие дыхания, формированию длительного выдоха и целенаправленной воздушной струи. Здесь тоже не обходится без театрализованной игры: «Ты очень спокойный и добрый ветерок», или наоборот, а сейчас «Ты очень сильный ураган, который сметает всё на своем пути». Так же в индивидуальных и подгрупповых занятиях очень часто использую упражнения на развитие у детей мимики, жестов с элементами психогимнастики, по различным лексическим темам. Очень важно научить детей передавать мимикой испуг, удивление, радость. Этот вид работы вызывает у детей трудности.
Особое внимание уделяю стихотворным диалогам, развитию у детей интонационной выразительности речи. Подбираю их в соответствии с решаемыми задачами. Это может быть автоматизация или дифференциация поставленных звуков, либо закрепление лексического материала.
Каждое занятие строю на основе, какой – либо сказки, придумываю различные истории, чтобы детям было интересно выполнять то или иное задание.
Дети берут на себя роль, какого-либо персонажа, действуют за него, изображают его интонацией, мимикой. Например, магнитный театр помогает детям оживить картинку и проиграть сюжет сказки или придумать свою самостоятельно. При этом обогащается пассивный и активный словарь детей. Театр на стаканах – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Для развития мелкой моторики, связной речи, координации речи и движения, использую пальчиковый театр – «Топотушки». Такие занятия оказывают активизирующее воздействие на речевую деятельность, на эмоциональную сферу ребенка, что тоже очень важно.
Могу сказать, что использование театрализованных игр и упражнений при коррекционной работе над речью моих воспитанников дает положительные результаты. Ребята становятся более раскрепощенными, открытыми, а самое главное — значительно улучшилась их речь.
Статью подготовила: учитель-логопед Медведева Евгения Валерьевна